ИА Бесспорно RU. В Калининграде в конце декабря 2017 года общероссийская общественная организация РОСОМЕД присвоила центру постдипломного образования и симуляционного обучения медицинского института БФУ имени И. Канта новую степень: симуляционно-аттестационный центр второго уровня.
В интервью коллегам из БФУ руководитель центра доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических дисциплин Андрей Литвин рассказал о значимости симуляционного обучения, об основных целях и задачах центра, а также о перспективе развития симуляционной клинки в БФУ в Калининграде.
— Андрей Антонович, когда была создана симуляционная клиника на базе медицинского института БФУ и в связи с чем?
— Центр приступил к своей работе в 2013 году. Он был создан по двум основаниям: во-первых – наличие подобных центров говорит о современном подходе к медицинскому образованию. Сегодня это уже мировой образовательный тренд. Во-вторых, создание симуляционных центров в вузах проходит по приказу Минздрава России. Сразу скажу, что создание симуляционных центров в медицинских вузах — это крайне необходимый шаг для приобретения и повышения профессиональных навыков у студентов и врачей различных специальностей. Такой центр не только важно, но и необходимо иметь в составе учреждения высшего и среднего образования. Это на сегодняшний день обязательное условие получения современного медицинского образования.
— Какие цели и задачи выполняет симуляционная клиника медицинского института БФУ?
— Цель симуляционного обучения — приобретение будущими врачами практического опыта не на живых пациентах, а на симуляторах, в так называемой симулированной среде. Задачи центра — формирование практических навыков в оказании помощи пациентам, обучение алгоритмам действий при неотложных и критических состояниях, формирование опыта командной работы. Кроме того, при таком обучении ярко выявляются лидерские качества студентов. Очень важным аспектом симуляционного обучения является преодоление у будущих врачей психологического барьера при оказании помощи больному. Симуляционная клиника в нашем университете оснащена современным оборудованием и инструментами, комплексом специализированных тренажеров, роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей, что позволяет решать стоящие перед центром задачи.
— Сейчас все вузы страны имеют такие центры?
— Начиная с прошлого года все выпускники медицинских специальностей Российской Федерации после сдачи государственных экзаменов проходят аккредитацию специалистов для получения допуска к работе. Обязательным этапом аккредитации является проверка навыком и умений в симуляционных центрах. В дальнейшем планируется внедрение аналогичной аккредитации у выпускников ординатур и всех специальностей среднего медицинского образования. Поэтому симуляционный центр в настоящее время должен быть в составе каждого учебного заведения, которое готовит медицинские кадры. Однако уровень оснащения аналогичный нашему и степень «Симуляционно-аттестационный центр II уровня» имеют далеко не все центры страны.
— Вы упомянули о широком спектре симуляционного оборудования в нашем центре. Насколько это оборудование соответствует современным требованиям?
— Симуляционная клиника нашего университета оснащена хорошо. На сегодняшний день выделяются семь уровней реалистичности симуляционного оборудования. От самого простого — например, имитация какой-нибудь части человеческого тела, до седьмого уровня – комплексной интегрированной симуляционной системы — виртуальной гибридной операционной. Имеющийся у нас робот-симулятор шестого уровня реалистичности позволяет проводить сложное интерактивное взаимодействие между обучающимся, медоборудованием и роботом.
Иными словами, у роботизированного пациента происходит автоматическое изменение физиологического состояния (изменение ЭКГ, пульса, концентрации кислорода в выдыхаемой смеси, дыхательных шумов и т.п.) в ответ на введение лекарственных веществ, искусственную вентиляцию легких, дефибрилляцию и иные воздействия медицинской аппаратуры и действия обучаемых. Этому «пациенту» можно сделать все необходимые клинические исследования — пальпацию, аускультацию, перкуссию. Его можно «лечить»! При неправильно выставленном диагнозе, ошибочных действиях его состояние ухудшается, и он может «умереть». А при правильном лечении «пациент» идет на поправку. У нас есть робот-родильница с таким же роботом-симулятором младенца.
— Сколько стоит такое оборудование?
— Это достаточно большие деньги. Например, один роботизированный пациент, о котором я уже упоминал, стоит около 17 миллионов рублей. Таких компьютеризированных манекенов у нас два.
— Как часто нужно обновлять центр? Ведь у роботов есть определенный срок службы?
— Проблем с гарантийным обслуживанием нет. Но как у любого высокотехнологичного оборудования есть проблема постепенного устаревания, как морального, так и физического. То есть для того, чтобы центр работал постоянно на высоком уровне, нужно интенсивно использовать имеющееся оборудование и периодически покупать новое.
— Коллектив мединститута уже видит результаты симуляционного обучения?
— Можно совершенно точно говорить, что подготовка студентов улучшилась. Это отмечают и сами обучающиеся, и персонал больниц, к которым на практику приходят наши студенты. Например, поставить укол или клизму, промыть желудок, студенты учатся на роботах. Таким образом, на практику будущие врачи приходят уже более подготовленными. А успешно пройденная аккредитация выпускников мединститута демонстрирует, что здравоохранение получило хорошо подготовленных врачей.
— Какова перспектива у симуляционной клиники медицинского института БФУ?
— Как я уже говорил, с прошлого года в медицинском образовании России добавилась обязательная аккредитация выпускников, которая проводилась в симуляционном центре. Это достаточно сложное в организационном и техническом плане испытание, которое мы с успехом выдержали. Все наши шестикурсники прошли аккредитацию, что свидетельствует о высоком уровне приобретенных ими в процессе учебы профессиональных компетенций. Сейчас нагрузка на симуляционный центр увеличивается и значимость симуляционного обучения также.
На перспективу мы видим несколько задач: во-первых, повышение качества нашего симуляционного обучения. Во-вторых, это подготовка и успешное прохождение аккредитации нашими выпускниками медицинского института. В-третьих, участие в студенческих олимпиадах, конференциях по симуляционному обучению. Накопленный опыт позволяет обобщить его в научных статьях, докладах на конференциях. В Центре используются наши собственные инновационные разработки.
— И о самом главном. В декабре 2017 года симуляционная клиника БФУ получила второй уровень сертификации. Что это значит и для чего это было нужно?
— В России все симуляционные центры делятся на три уровня: I уровень – базовый, областного значения, II уровень – ведущий, окружного значения, III уровень – высший, федерального значения.
Сейчас мы получили второй уровень сертификации из существующих трех. К третьему, к самому высокому уровню, нам еще нужно прийти. Центры третьего уровня это, так называемые, опорные симуляционные центры, функционируют в самых крупных медицинских центрах России. По некоторым критериям на сегодняшний день мы уже под него подходим. Для более высокого уровня нам не хватает площадей, некоторого оборудования, необходимо увеличение штатов. Но сертификация третьего уровня означает вхождение в элиту симуляционного обучения. К нам будут приезжать обучаться из тех вузов, где симуляционные центры еще в начале пройденного нами пути.
— То есть это отразится и на образовательном процессе, привлечет студентов, которые хотят обучаться в медицинском вузе?
— Именно так. Студенты стремятся учиться в престижном вузе. То есть, чем лучше симуляционный центр, тем качественнее и современнее получаемое у нас медицинское образование, тем престижнее учиться в медицинском институте БФУ.
Это приятная перспектива.