В Москве председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина призвала «не бояться» возможного небольшого повышения ключевой ставки.
По ее словам, «в будущем снижается вероятность ее значительного повышения».
«Мы живем в условиях серьезного внешнего давления, наша задача — не дать этому давлению сдерживать экономическое развитие страны. В этих обстоятельствах не стоит бояться таких шагов ДКП (денежно-кредитной политики), как некоторое повышение ключевой ставки. Оперативная реакция Банка России ограничивает рост инфляционных рисков на будущее и создает условия для смягчения ДКП, по нашим оценкам, в конце 2019-2020 годах. Как бы парадоксально это ни звучало, но более оперативное повышение ставки снижает вероятность ее более значительного повышения в будущем», — заявила Набиуллина, выступая в Госдуме.
На заседании 26 октября совет директоров ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых. Тогда ЦБ отмечал, что оценит целесообразность дальнейшего ее повышение, исходя из ряда факторов, в том числе динамики инфляции и внешних условий.
В сентябре ЦБ впервые почти за четыре года повысил ключевую ставку — на 0,25 процентного пункта, до 7,5%.
В Калининграде сегодня, 9 ноября 2018 года, новость из Москвы прокомментировал собкору уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова:
— Как можно не бояться и без того высокой так называемой ключевой ставки, хотя мы все понимаем, что речь идет о ставке рефинансирования, здесь не нужно заниматься эвфемизмами. Этот призыв «не бояться» направлен в большей степени на промышленников, нужно это понимать.
Выходит, что ниже этой ставки кредиты промышленности выдаваться не будут. С такой ставкой рентабельность активов должна быть значительно выше, чтобы у бизнеса была возможность не только финансировать свои текущие проекты, но и инвестировать и обновлять изношенные основные фонды.
К слову, изношенность основных фондов в стране около 70 процентов. Для того чтобы закупать новые технологии, нужна значительная прибыль, поскольку. кроме как из прибыли промышленности неоткуда финансировать инновации.
С такими темпами мы никогда не слезем с нефтяной иглы. Для того чтобы сделать рывок, нужны финансовые мускулы. Компания не может кредитоваться по ставкам, которые выше рентабельности, а она среди промышленных компаний составляет 3-7 процентов, причем 7 процентов — в лучшем случае.
Другими словами, ЦБ не дает промышленности развиваться, мы продолжаем вести политику сдерживания экономического роста. Государство «приказывает выжить», по-другому это сложно трактовать. На этом фоне ни один из реальных инвесторов не будет рисковать, и убедить их в обратном, скорее всего, не получится.