В Калининградской области в поселке Храброво Гурьевского городского округа — в храме Иверской иконы Пресвятой Богородицы — состоится престольный праздник.
Прихожане отметят торжественную дату 26 октября, прокомментировалив Калининграде в пресс-службе Калининградской епархии РПЦ собкору KaliningradLive.
Три раза полагали афонские иноки чудесный образ Пресвятой Богородицы в храме и три раза находили его наутро над воротами обители. Святая Дева явилась во сне одному из иноков и сказала, что желает Сама быть Хранительницей этой обители. Так эта икона стала Вратарницей. Много лет уже она хранит монашескую обитель от бушующего в мире зла и ненависти, а сердца иноков от греха и козней диавольских.
Помолимся, чтобы и для нас она стала Хранительницей. Чтобы помогала нам приглядывать за воротами души нашей, ведь «у дверей грех лежит» (Быт.4:7), он влечет нас и стремится проникнуть внутрь и ужалить смертельным ядом. Как же нам не молиться и не прибегать к благодатной защите Царицы Небесной, ограждающей всех, с верою к Ней прибегающих. Не оставь нас, Пресвятая Дево!
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая! Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 – 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы.
Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море.
Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.
Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей.
После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.”
Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.
Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”
13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)
По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.
Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.
В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота.
Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
В ноябре 1994-го Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены.
25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.
Много лет уже она хранит монашескую обитель от бушующего в мире зла и ненависти, а сердца иноков от греха и козней диавольских.
Помолимся, чтобы и для нас она стала Хранительницей. Чтобы помогала нам приглядывать за воротами души нашей, ведь «у дверей грех лежит» (Быт.4:7), он влечет нас и стремится проникнуть внутрь и ужалить смертельным ядом. Как же нам не молиться и не прибегать к благодатной защите Царицы Небесной, ограждающей всех, с верою к Ней прибегающих. Не оставь нас, Пресвятая Дево!
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая!
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!
ИВЕРСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 1
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней, / тако и мою немощь посети, / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Иной тропарь, глас тот же
Дерзость ненавидящих образ Господень, / и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, / и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют. / Но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: / слава Тебе, Чистая, / яко непроходимое море плещи своя подаде, / слава правошествию Твоему, / едина нетленная.
Кондак, глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, / от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, / но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, / враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя / от всех бед и напастей избавляющая.
Иной кондак, глас 4
Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, / обоя весело торжествующе вопием: / сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.
Величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем, с верою притекающим.