В Калининграде в Историко-художественном музее проходят две новые выставки: «Их грёзы перечёркивает явь» и «Картина рассказывает».
«В экспозиции «Их грёзы перечёркивает явь» представлены удивительные предметы из фондов музея, которые через призму искусства поведают об истории Кёнигсберга. Уходя от хронологического принципа построения выставки, её создатели объединили экспонаты в смысловые блоки, демонстрирующие разные грани бытия старого города. Это повествование подобно взгляду в окно, где можно увидеть лишь фрагменты, будь то уютный кабинет почтенного бюргера или залы легендарного ресторана, прокомментировали в музее в Калининграде собкору KaliningradLive. И продолжили:
— Но ведь и наше восприятие прошлых эпох также лишено целостности. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, антикварная мебель, старинные книги и музыкальные инструменты… Всё это, словно мозаика, складывается на выставке «Их грёзы перечеркивает явь» в единую картину. Однако каким образом собрать все её части воедино – решает только зритель. Название выставки отсылает нас к стихотворению Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» и содержит в себе идею о том, что прошлое сокрыто настоящим и больше напоминает загадочный мираж.
Основой выставки «Их грёзы перечёркивает явь» является коллекция живописи и графики современных художников, среди которых Александр Балабаев, Романас Борисовас, Тамара Василяускене, Андрей Машихин, Олег Мелехов, Виктор Рябинин, Людмила Тамбовцева. Данный раздел экспозиции – это приглашение в путешествие по старому городу, попытка представить то, что нельзя увидеть своими глазами, на чувственном уровне познать историю края. Показанные на выставке городские пейзажи пленяют своей атмосферой. Художники словно протягивают невидимые нити, связывающие современных жителей и их предшественников, причем город выступает здесь как вдохновляющее созидательное пространство. Дополняют экспозицию графические произведения немецких авторов конца XIX-начала XX вв.
В этот же день в музее открылась необычная выставка под названием «Картина рассказывает». В экспозиции зрители смогут увидеть «Портрет курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I» кисти Йоханнеса Вихманна (конец XIX века) и узнать историю его изучения. Данный выставочный проект является результатом всестороннего искусствоведческого исследования сотрудников художественного сектора КОИХМ. Он призван акцентировать внимание на произведениях искусства, которые редко покидают фондохранилище, но являются достойными отдельной выставки.
Собрание любого музея – это всегда пространство для загадок и удивительных открытий. Так, долгие годы конный портрет неизвестного всадника хранился в фондах КОИХМ. Однако в 2015 году в его «тихой жизни» наступили перемены. После глубокого анализа портрета удалось установить, что на картине запечатлен основатель Бранденбургско-Прусского государства, курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм I (1620 – 1688), прозванный «Великим курфюрстом».
Важной деталью в поддержку такой атрибуции, помимо большого физиогномического сходства всадника с сохранившимися прижизненными парадными портретами Великого курфюрста, служит изображение голубой орденской ленты, сопутствующее почти всем его образам. Это наградная лента старейшего английского Ордена Голубой Подвязки, кавалером которого являлся Фридрих Вильгельм I. Портрет с уверенностью можно назвать парадным по форме: классическая для такого рода изображений репрезентативная постановка фигуры главного героя, характерная поза лошади, а также общее решение композиции, невольно заставляют вспомнить творения таких мастеров конного портрета, как А. Ван Дейк, Д. Веласкес, П. Рубенс.
Стоит отметить, что в ходе исследования прямые аналогии конному портрету курфюрста Фридриха Вильгельма I обнаружить не удалось. Следовательно, произведение кисти Й. Вихманна можно считать уникальным самостоятельным творением. Но всё же у картины остаётся ещё много загадок. Так, неизвестна история её возникновения. Можно предположить, что портрет Великого курфюрста был чьим-то заказом художнику. Интересно, кто мог выступить в роли заказчика и какой цели служил этот заказ? Необычный для парадного портрета малый формат произведения говорит о том, что перед нами, скорее всего, некий «рабочий» вариант. Был ли он в итоге воплощён в «большой» портрет, сохранился ли последний? Также покрыта тайной и история бытования произведения до времени его попадания в музейную коллекцию».