Директор "Ленфильма" не исключил создания филиала киностудии в Калининграде

В Калининграде гостем БФУ имени И. Канта стал генеральный директор киностудии «Ленфильм» из Санкт-Петербурга Эдуард Пичугин.

imageОб этом в Калининграде сегодня, 19 мая 2017 года, сообщил БФУ, не указав даты события.

Известно лишь, что Пичугин встретился с ректором Андреем Клемешевым, а также дал интервью специалистам БФУ.

— Эдуард Анатольевич, если посмотреть на сайте киностудии, какие проекты — в работе, то увидишь работы и начинающих режиссёров. Но это некий риск, если учесть, что кино это еще и бизнес…

— Да, мы работаем с начинающими авторами. Мало кто этим занимаемся, но мы посчитали, что это миссия государственной киностудии. Если вдруг это талантливо, то ты помогаешь открыться новой звезде, будущему успешному кинорежиссёру. Это работа с молодёжью, преемственность поколений — то, чего в России не хватает. И мы поддерживаем это направление. И результаты есть. Например, сейчас завершилась работа над фильмом «Птица». Это дебютная работа выпускницы ВГИКа прошлого года Ксении Баскакова. Фильм уже 27 наград получил по всему миру.

— Поздравляем вас и Ксению с этим успехом. Но объясните, как сейчас устроен кинобизнес. Мы помним, что раньше были государственные киностудии, были худсоветы, которые решали, какой фильм пойдёт в работу, правильно? А сейчас в центре всего продюсер, который находит деньги и решает, где и с кем снимать фильм.

— Это серьёзный вопрос, у меня есть целый курс лекций во ВГИКе на эту тему. Конечно, раньше была совершенно другая модель кинопроизводства. Существовало такое государственное агентство — Госкино СССР, которое, по сути, было в ранге министерства. В руках этой организации находилось всё: и производство, и прокат. Существовали художественные советы, был так называемый госзаказ. И главное — было в 10 раз больше кинотеатров. Конечно, и страна была больше, и население почти в 2 раза больше, чем в нынешней России. Это была сильная отрасль, прибыльная, было свыше 20 больших киностудий. В конце 80-ых всё стало рассыпаться. Единой сети кинотеатров не стало, появились отдельные предприятия, потом сформировались сети, но они уже частные. Появилась дистрибуция как отдельный бизнес. Появилась профессия продюсера. И собственно производство тоже переформатировалось, оно стало на вершине пирамиды.

Но в базисе всей индустрии сеть реализации, это как розничные магазины. Кинотеатров не хватает, нужно как минимум в 2 раза больше, чем есть, чтобы появились точки в малых и средних городах. Картины выходят, а до зрителя не доходят. В итоге сейчас в 99% случаев продажа билетов не окупает затрат на производство фильмов. Поэтому отрасль нуждается в дотационной поддержке от государства.

— Вы подчёркиваете, что студия «Ленфильм» государственная и вы выполняете социальную миссию. В этой связи как отразился на студии фильм «Матильда», который у вас снимался, до зрителя ещё не дошёл, но уже наделал много шума?

— Никак не отразился. Во-первых, чтобы думать о фильме или хотя бы иметь суждение, его нужно посмотреть. Мы его ещё не видели, я его не видел. Я это даже сравниваю с самопиаром, а для автора такая критика выполняет роль рекламы. Многие захотят посмотреть, а что ж там на самом деле снял Алексей Учитель. Это хороший маркетинг. И потом: это не наше производство. Я не продюсер картины, я её не запускал, этим занимается Алексей Ефимович Учитель и несколько продюсеров — это их ответственность перед собой, прежде всего, потом перед обществом, если там что-то не так сделано.

— Раз вы так дистанцируетесь от фильма, то ещё раз вернусь к вопросу о современной сути киностудий. Я правильно понимаю, что студия — это площадка для съёмок и оборудование, которые берутся в аренду продюсером для съёмок. Причём съёмок чего угодно: у вас, например, ВВС снимал свою «Войну и мир», а группа «Ленинград» клин «Экстаз». То есть вы, студия не принимаете решений ни по сценарию, ни по кастингу. Правильно?

— Это разные бизнесы, понимаете. Да, есть студийный комплекс, в котором и снимаются фильмы или любой другой продукт. Комплекс включает современное оборудование, чтобы его не нужно было арендовать где-нибудь в Европе. Был период, когда у нас мастера ездили в Лондон снимать, в Финляндию, в Швецию, это где-то в конце 90-ых было. Там часто занимались постродакшном [период работы над фильмом, когда съёмки уже окончены и идёт этап монтажа, цветокоррекции и т.д. — прим.], потому что здесь ничего не было. Сейчас всё есть. В прошлом году мы участвовали в создании 165 проектов, в этом году — 190. Но возрождение киностудии проходит через поддержание хороших традиций, включая производство разножанровых фильмов: документальных, музыкальных, короткометражных — разных, включая мультипликацию. Создали творческое объединение «Ленмультфильм».

— В СМИ как-то промелькнула информация, что вы обсуждали с главой региона планы по повышению привлекательности Калининградской области для кинематографистов. Речь идёт о каком-то конкретном проекте или пока обсуждение возможностей?

— Я напомню, что приехал из-за ветеранов. Но благодаря давней дружбе с Михаилом Юрьевичем Ведерниковым (заместитель полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе по вопросам развития Калининградской области) получилось пообщаться и с вашим энергичным главой области. Буквально за один день мы смогли с правительством найти какие-то интересные идеи.

Врио губернатора поделился своей мыслью, как привлечь кинематографистов, дать определённые льготы, в том числе налоговые, но тут ещё нужно доработать нормативную документацию. Я их предупредил, что быстрого эффекта не будет. Нужно создать условия, чтобы кинематографисты здесь арендовали кукую-то технику, а не везли её через границы, чтобы они здесь нанимали людей, здесь формировали съёмочную группу, а для этого нужны профессионалы.

Если вот эта база появится, то «Ленфильм» мог бы подставить плечо и сделать точку опоры. Мы можем создать съёмочную базу, как обособленное подразделение, как филиал в Калининградской области. И будем предлагать кинематографистам такую возможность сократить какие-то расходы без ущерба качеству. Нужно будет комплексно заниматься подготовкой кадров по разным специализациям. Аналогичную работу мы провели в Санкт-Петербурге, там уже есть все команды, и если кого-то не хватает, то приглашаем на проект. То есть есть понимание, как это сделать, что всё заработало в комплексе и в синергии.

Здесь синергетических моментов много, если зайти и начать работать, то можно хорошую площадку развить. Экстерьеры здесь особенные, имеется своя стилистика, есть интересные объекты, природа уникальная. Это всё может быть интересно кинематографистам.

(Интервью опубликовано с незначительными сокращениями).

Подписаться
Уведомить о

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии