«Открытая сцена Калининград-2014»: преемственность и новации

imageВ Калининграде третий год кряду осуществляется проект «Открытая сцена Калининград».

Акция организована на базе Центра культурных программ при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Калининградской области.

С директором Центра культурных программ и руководителем проекта Александром Мацюрой для KaliningradLive беседует журналист Евгения Романова.

— Первый этап «Открытой сцены 2014» — для любительских и самодеятельных театров – прошел в конце марта в рамках фестиваля молодежных и студенческих театров «Равноденствие». В мае прошел второй этап. Каковы планы проекта до конца года?

— В конце мая откроется следующий этап – творческая лаборатория по драматическому искусству Игоря Лысова. Она будет идти в течение пяти месяцев, а в октябре мы представим итог — экспериментальный спектакль. В начале сентября планируем цикл творческих лабораторий по актерскому мастерству для актеров драматического и кукольного театров, по сценической речи и сценическому движению. Это будет образовательный цикл, который познакомит с новациями, новыми тенденциями в драматическом искусстве. «Открытая сцена» предоставляет калининградским артистам возможность повысить свой профессиональный уровень – причем, бесплатно и без отрыва от «производства», т.е. от своих театров.

— Какие еще педагоги, помимо Игоря Лысова, будут вести свои лаборатории в нынешнем году?

— Мы сейчас пока определяемся по персонам на сентябрь. Сначала завершим хореографический этап, который будет длительным – и завершится 17 мая открытым показом лаборатории. Готовим большую программу под названием «Легенды Янтарного края» под руководством известных хореографов-постановщиков, которые приехали в «Открытую сцену». Музыкальную часть готовит областной оркестр русских народных инструментов. Подготовленную программу мы сможем использовать в дальнейшем.

— Ее увидят и зрители «Территории мира» в августе нынешнего года?

— Мы планируем показать на фестивале.

— Прошлый год на «Открытой сцене», можно сказать, прошел под знаком хореографии – и сегодня возросший уровень исполнительского мастерства местных коллективов весьма заметен на их выступлениях…

— Мы двигаемся. И если бы еще впереди у нас была более четкая перспектива…

— Что ты имеешь в виду?

— Сейчас хореографическое искусство Калининградской области никак не представлено на профессиональном уровне. Ансамбль песни и пляски Балтийского флота, к сожалению, не в лучшей форме. Коллектив раздроблен, его участники где только не пляшут. О каком профессиональном уровне – даже по представлениям 15-20-летней давности, — может идти речь? Нам просто необходим профессиональный хореографический коллектив – но не под эгидой военного ведомства. И этим должно заниматься министерство культуры Калининградской области. Следующий этап – создание в регионе многоступенчатой хореографической образовательной системы. Мне кажется, это важное и нужное направление развития, но мы пока себя в этом направлении не мыслим.

— Но вы ведь практически только начали: «Открытая сцена» работает с хореографией всего второй год.

— Необходимо перспективное планирование: например, в 2016 году запланировали создание хореографического ансамбля – и уже сегодня начинаем к этой цели двигаться. Собираем тех, кто самодеятельно занимается хореографией – пусть самодеятельно, но если уже восемь лет и практически ежедневно, как в «Карусели», то уже можно говорить об определенном уровне профессионального исполнительского мастерства. И если эти ребята из той же «Карусели» смогут быть уверенными, что через два года они смогут продолжать профессионально заниматься хореографией, у них и отношение к делу будет совершенно иным. А потом уже можно приглашать известных педагогов в профессиональный ансамбль и т.д. Но пока у нас перспективных планов нет.

— Вернемся к профессиональному театру. «Открытая сцена» занимается повышением профессионального уровня артистов местных театров, если мне не изменяет память, уже три года. За это время состоялось около десятка творческих лабораторий, сюда приезжали известные театральные педагоги… — но результата особого нет. Возможно, он не так очевиден?

— Собственно, почему мы поменяли формат в этом году – оставили небольшую образовательную часть в сентябре и главную ставку сделали на длинную лабораторию Игоря Лысова с постановкой экспериментального спектакля. Мы сами прекрасно понимаем, что много сил и энергии тратится, а результат мало ощутим. В чем причины? Нет специалистов, которые могли бы трезво оценить, что происходит сейчас в калининградских театрах, хорошо или плохо работает менеджмент и труппы. Оценка происходит на уровне «нравится – не нравится». Нужны приглашенные эксперты, специалисты, которые приехали бы, отсмотрели спектакли – и составили заключение, с которым министерство культуры могло бы работать.

Областной драматический театр и Тильзит-театр, которые участвуют в «Открытой сцене», также и у себя в театрах проводят самостоятельные лаборатории. По два-три артиста из этих театров к нам приходят – но это люди, у которых и так все хорошо с актерским мастерством, но они ищут, не хотят стоять на месте.

Остальным кажется, что они великие, гениальные и уже всего достигли. Здесь, конечно, не хватает позиции самих театров по отношению не столько к нашему проекту, но вообще – по отношению к работе профессиональным уровнем артистов. В «Открытой сцене» — в работе с большими мастерами, с хорошими педагогами, режиссерами и постановщиками, — у артистов развивается вкус.

Они начинают понимать – где хорошо, а где не очень, — и когда после наших лабораторий возвращаются в театр, начинают более внимательно относиться к своей профессии. Они могут сказать режиссеру: извините, вот тут что-то не так.

— Но «Открытая сцена» — всего лишь проект, который не может взять на себя весь груз системной комплексной работы по организации театрального дела в Калининграде и области.

— Конечно, не может. Мы просто находим и привозим сюда людей, которые, надеемся, могут хоть как-то изменить ситуацию – чтобы артисты поняли, какой профессией они занимаются.

Подписаться
Уведомить о

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии