Рядовой случай на конвейере редакционной почты. Однако боль за то, кто и как ныне освещает культуру, не утихает до сей поры.
Впрочем, вернемся к началу. Романова взахлеб сообщила, что в Калининградской области появился “первый в регионе специализированный сайт о культуре”. Насколько можно понять из текста письма фриланс-журналистки, эту мысль озвучила министр культуры Калининградской области Светлана Кондратьева. Видимо, профессиональный уровень журналистки-надомницы таков, что ни даты, ни места заявления госпожи министра не указаны. И потому можно усомниться, что министр, отвечающая за отрасль культуры, могла сказать что-либо подобное или, в противном случае, быть настолько близорукой.
Ведь в Калининградской области и до создания “первого в регионе специализированного сайта о культуре” работало и работает предостаточно интернет-ресурсов, освещающих вопросы культуры и искусства: литературных, художественной направленности, досуговых, общего профиля. Многие из них наработали свою аудиторию, как компетентные источники информации включены в мировые поисковые системы, держат руку на пульсе общественно-культурной жизни Калининграда и области. И в этом ряду – KaliningradLive. Поэтому, если и говорить о новом ресурсе, а его появление можно лишь приветствовать, уместно было б написать – в ряду других. И тем самым, с бухты-барахты, столь безоглядно не компрометировать госпожу министра и не демонстрировать пробел в собственных познаниях.
Буквально в трех строках, о том что новый сайт не может быть, в своем роде, “первым в регионе”, редакция отписала фриланс-журналистке, величав ее в начале “уважаемой” и расставаясь с “добрыми пожеланиями”.
Через два часа от Романовой пришел ответ: ни здравствуйте нам, ни до свидания. Наверное, специализирующейся на вопросах культуры женщине положено так себя вести. Ибо мы никак не можем заподозрить ее родителей в дурном воспитании. Никак!
И что же поведала надомница от журналистики? Не будем держать в секрете: “…Вряд ли можно назвать специализированным ресурсом о культуре сайт, где в одном поле существуют разделы Общество, Досуг, Церковь и Туризм…”
Что ж, в каждом виде деятельности есть свои убогие. Вызывают жалость некомпетентность, неумение и нежелании учиться, признавать свои ошибки, уважать или хотя бы прислушиваться к чужому мнению.
Лежачего не бьют! Простили бы за вычеркивание из сферы культуры рубрик “Общество”, и “Досуг”, и “Туризм”, но только не “Церковь”. (Язык не поворачивается пожелать Романовой испытать жизнь в “Обществе”, лишенном культуры).
Автор этих строк, как бы ни хотелось, не бросится просвещать самовлюбленную фрилансершу, не ведающую о том, что культура, прежде всего, есть благочестие. И все же не сказать о том, что именно религия – проматерь и движущая сила культуры светской, было бы не честно по отношению к Романовой. Церковь в обобщенном ее значении, религия в целом, – благодатный нравственный камертон, по которому определяется граница между добром и злом. Как можно отрецензировать любое явление культуры, если не с точки зрения христианской этики и морали, вне Божественных заповедей: почитай отца твоего и матерь твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради…
Не вдохновленный, в понимании Романовой, “церковью” артефакт мертв, есть пустышка, поскольку в основе любой культуры лежит некая мировоззренческая позиция (картина мира, система ценностей), которая вырастает из религии и поддерживается ею. То есть именно специфика религии определяет быт, производство и распределение материальных благ, восприятие природы, развитие всех областей культуры.
Такое понимание не просто находит многочисленные подтверждения в истории культуры, но и объясняет устойчивый статус религии как вечной необходимости в жизни человека любого времени и любой страны.
С этой точки зрения становится ясно, что потребность в религии не только не уменьшается по мере усиления цивилизации, и нельзя ставить религию в зависимость от развития цивилизации. Скорее, наоборот, в этом быстро меняющемся мире человечество видит в религии то неизменное, что позволяет ему существовать и развиваться дальше. Цивилизационные изменения не всегда приводят к изменению религии, тогда как изменения верований неизбежно приводит к глобальным сдвигам в культуре.
Религия – факт культуры и полностью ей принадлежит; она – результат человеческого творчества и по существу несамостоятельна. Духовный первоисток всякой деятельности человека – отношение к Высшему, поэтому культура порождается религией и предоставляет творчески развитые формы для ее воплощения – в нравственности, в искусстве, в общественных идеалах, в мировоззрении, теологии и прочем.
Культура творится не одним человеком. Она есть достояние многих людей, духовно объединенных между собой. Романова, пишущая о культуре без знания предмета деятельности, злобно смотря в мир из щели воинственного невежества, выпадает из этого круга.
“Пусть же загорится скорее этот пламень религиозного вдохновения, который озарит собой мир и культуру, и тогда поднимется человечество на высшую, последнюю ступень всемирноисторического и религиозного сознания. Ей, гряди. Господи Иисусе!”, – призвал в 1906 году протоиерей Сергий Булгаков.
Для Вас, романовы, писано!
KaliningradToday: http://kaliningradtoday.ru/society/culture/3192983/