В Санкт-Петербурге судебная коллегия по гражданским делам признала двухлетнюю девочку законной дочерью покойного миллиардера Олега Бурлакова. Это значит, что Николь Шевцова теперь сможет претендовать на значимую долю наследства бизнесмена, которое по разным оценкам варьируется от 650 миллионов до 1,5 миллиарда долларов.
71-летний Бурлаков скончался в разгар коронавирусной «бури» — 21 июня 2021 года, и с тех пор не прекращается борьба за наследство, приведшая к множеству судебных разбирательств в России и за её пределами.
Ранее издание Legal.Report рассказывало о нескольких таких разбирательствах, в которых первая и апелляционная инстанции признали законными наследниками сестру Бурлакова Веру Казакову и ее мужа Николая Казакова на основании сомнительного рукописного «завещания» Олега Бурлакова, хранящегося в Княжестве Монако. Теперь издание решило узнать у юристов, чем важно нынешнее решение суда в Санкт-Петербурге.
Преподаватель юридического факультета ВШЭ, партнер юридического бюро TM DEFENCE Яна Брутман уверена, что признание двухлетней девочки законной дочерью покойного миллиардера Олега Бурлакова серьёзно осложнит чете Казаковых получение всего наследства бизнесмена. Более того, вероятно это поставит под сомнение и решение уже двух судебных инстанций, упомянутых выше, которые и отдали всё наследство сестре и её супругу.
До настоящего решения суда на наследство Олега Бурлакова претендовали жена бизнесмена Людмила Бурлакова (с которой он находился в бракоразводном процессе, но решение о расторжении брака на момент смерти предпринимателя вынесено так и не было), две его дочери Елена и Вероника — с одной стороны, а также сестра Вера Казакова с мужем Николаем — с другой.
Николь Шевцова – плод любви бизнесмена и его любовницы Софии Шевцовой. Девочка родилась в ноябре 2020 года. В ходе судебного процесса в Санкт-Петербурге все свидетели подтвердили, что Олег Бурлаков прилюдно признал дочь и принимал поздравления с её рождением. После смерти Бурлакова София Шевцова занялась установлением отцовства, что отняло практически полтора года.
Рады ли были Вера Казакова и её супруг такому повороту? Конечно, нет. Они активно выступали против признания отцовства девочки, указывая, что у Софии Шевцовой было несколько попыток провести операцию ЭКО. В десяти случаях операция была сделана с биоматериалом Олега Бурлакова, а при 11-й попытке 17 февраля 2020 года, после которой родилась девочка Николь, якобы не было указано, чей биологический материал был использован. К тому же в последней, седьмой колбе, представленной для исследований в ходе процесса, содержался биоматериал как минимум двух человек.
Однако сначала Выборгский районный суд Санкт-Петербурга 11 марта 2022 года вынес решение о признании отцовства Олега Бурлакова в отношении Николь Шевцовой, после чего последовала апелляция со стороны супругов Казаковых и Евгения Гинзбурга, и апелляционная инстанция приступила к рассмотрению дела по правилам первой инстанции – то есть с рассмотрением всех доказательств и материалов сторон.
В марте этого года суд назначил молекулярно-генетическую экспертизу, производство которой было поручено экспертам ГБУЗ Москвы «Бюро судебно-медицинской экспертизы департамента здравоохранения города Москвы». Экспертизе были подвергнуты семь криоконтейнеров спермы Олега Бурлакова с датами криоконсервации от января 2019 года до мая 2021 года. Согласно результатам экспертизы, первые шесть образцов содержали биоматериал одного и того же мужчины с вероятностью 99,99%.
Дополнительно был проведен анализ митохондриальной ДНК Веры Казаковой и одного из образцов спермы, показавший, что источник спермы и Вера Казакова являются близкими родственниками по материнской линии с вероятностью 99,7%, то есть братом и сестрой.
Но главное другое: экспертиза установила, что аллели условно отцовского (нематеринского) происхождения в геноме Николь Шевцовой совпадают с аллелями в геноме представленных биоматериалов Олега Бурлакова, из чего следует, что Бурлаков действительно приходится отцом девочки с вероятностью 99,99%.
Попытки затягивания процесса, а также отсылки Казаковой о том, что женщина, мол, могла забеременеть от другого члена их семьи, судом были отвергнуты.
И ещё один важный момент в этом судебном решении: суд указал, что документ, на который ссылается Гинзбург как на завещание, представляет собой выписку из блокнота, содержащую не заверенную нотариусом либо иным уполномоченным лицом текст неустановленного происхождения. Кроме того, данный документ содержит упоминание некой семьи Гинзбург без какой-либо конкретизации лиц, являющихся членами соответствующей семьи.
В итоге питерский суд постановил признать Олега Бурлакова отцом двухлетней девочки, а также отменил обеспечительные меры, принятые определением Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2023 года по иску Казаковых в виде запрета нотариусу Ольге Карпуниной выдавать свидетельства о праве на наследственное имущество Олега Бурлакова. То есть теперь нотариус может признать Николь, жену и дочерей покойного имеющими право на имущество.
Стоит отметить, ранее, в октябре 2022 года Люблинский районный суд Москвы признал чету Казаковых законными наследниками Олега Бурлакова. Московский городской суд подтвердил это решение в апреле 2023 года. Обе судебные инстанции при этом ссылались на «завещание», якобы написанного Олегом Бурлаковым и сейчас хранящегося у нотариуса в Монако.
При этом оригинала этого документа суды так и не видели – в материалах дела фигурировала копия документа. При этом Казаковы передали бумагу на хранение монакскому нотариусу передали через полтора месяца после смерти миллиардера.
Это самое «завещание» представляет собой рукописный текст на двух сторонах блокнотного листа. Нет ни даты, ни места составления «документа», как и нотариального заверения в подлинности и подтверждения воли бизнесмена. Как такой документ могли признать российские суды волеизъявлением бизнесмена – большой вопрос. Даже суд первой инстанции самого Княжества Монако, в котором рукописные завещания могут быть признаны законными, 9 марта 2022 года отказал Казаковым в статусе наследников. Российские суды также должны были отказать Казаковым в статусе наследников, так как определение суда Монако по российскому законодательству имеет для них преюдициальное значение.
Юристы указывали, что такой прецедент со стороны московских судом мог открыть «ящик Пандоры», когда в суды начали бы обращаться авантюристы, предоставляя рукописные копии липовых завещаний из каких-нибудь африканских островов, претендуя при этом на огромное наследство.
Издание Legal.Report приводит ещё одно важное уточнение по этому делу. В «завещании» Бурлакова говорится о фонде Казаковых, но в обращениях Казаковых в разные суды они просят признать их наследниками как физических лиц. Вдобавок 24 февраля 2023 года Людмиле Бурлаковой присяжным нотариусом Рижского окружного суда Ингуной Бобровски было выдано Европейское наследственное свидетельство на основании завещания Олега Бурлакова от 8 января 2004 года, составленного в Торонто (Канада).
И ещё: Уроженец Ленинграда Олег Бурлаков имел гражданство России, Украины и Канады и вид на жительство в Монако. С Софией Шевцовой жил в основном в Латвии, мать родила и зарегистрировала свою дочь в Москве. Наследственное дело было открыто нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга.
Однако стоит отметить, что теперешнее решение Петербургского суда вносит в это скандальное дело новый поворот, скорее возвращая борьбу в пределы судебно-правового поля. Суд в Санкт-Петербурге доказал, что судебная система способна разбираться в хитросплетениях самых сложных дел и выносить обоснованные решения.