Лев Бакст (1866 — 1924) — знаменитый русский художник и сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства». В историю русской культуры Бакст вошел вместе с великими «Русскими сезонами Сергея Дягилева». Его работы поражали фантазией, декоративностью, богатством и силой цвета. Разработанные Бакстом художественные приёмы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
В 1913 году друг и коллега Льва Бакста Жан Кокто предложил собрать все самые знаковые работы художника вместе: сделать гелиогравюры и расписать их вручную в технике пошуар. Этим методом создания печатной графики пользовались в дорогих малотиражных проектах, которые предназначались для музеев, библиотек и коллекционеров многие известные художники: Анри Тулур-Лотрек, Эдгард Дега, Камиль Писсаро.
Французский традиционный трафарет – pochoire (пошуар), имел свои отличительные особенности и в начале XX века был очень популярен. Трафарет изготавливали из тонкой медной пластины путём её травления кислотой, как в офорте, в результате художник при «раскрашивании» своих работ получал не только локальные пятна, но и красивые тонкие линии, рассказали собкору в Художественной галерее в Калининграде. Бакст сделал трафарет под каждый цвет и вручную кожаной подушечкой наносил натуральные пигменты — получая более насыщенный колорит, чем в случае с акварелью. Именно
На выставке в Художественной галерее в Калининграде, 8 августа, будут представлены 68 работ художника: гелиогравюры костюмов и декораций к культовым спектаклям «Русского балета» Сергея Дягилева: «Шехерезада», «Жар-птица», «Дафнис и Хлоя», «Бабочки», «Нарцисс», «Голубой бог», «Пир», «Клеопатра», «Карнавал» и другим.
Досье. Гелиогравю́ра (греч. helios — солнце, фр. Gravure — печатный оттиск) — технологический типографский термин, употребляющийся в двух значениях:
1) один из способов глубокой печати, близкий к офорту, при котором печатная форма изготовляется с применением фотографических процессов;
2) оттиск, полученный с такой формы.