В Калининградской области по итогам уходящего года лучшим сотрудником Поисково-спасательного отряда МЧС России признан Егор Павлюков.
В рядах родного подразделения Егор Михайлович провел более четырнадцати лет, застав, как принято говорить в исторических очерках, период его расцвета и становления.
Хочется отметить, что коллектив ПСО самого западного региона России – особая среда, которая формировалась годами. Здесь нет текучки кадров, спасатели дорожат работой и доверием коллег, а средний их возраст приближается к сорока. В каждой смене – опытные профессионалы, за плечами которых — сотни самых разных ситуаций, в том числе, чрезвычайных, и происшествий, иногда — нестандартных. А смены настолько сработаны, что на выезде спасатели понимают друг друга практически без слов.
Все они — на своем месте и в хорошем смысле слова не тщеславны, и потому известие о том, что кого-то выбрали лучшим, всегда застает «избранных» врасплох. Далее следует совершенно искреннее удивление, мол, работаем, как все, потихоньку, ничего в этом особенного нет.
В Калининградской области практически не бывает землетрясений, не сходят с гор лавины, нечасто разливаются до критических отметок реки. Как правило, чрезвычайные ситуации и происшествия в янтарном крае связаны с рыбаками, дрейфующими на оторвавшихся льдинах по весне, плутанием грибников в немногочисленных лесах, бедствиями маломерных судов на морской акватории. Львиную долю вызовов занимает помощь населению и организациям в разных непредвиденных обстоятельствах, так называемая «бытовуха». Это и маму маленького ребенка впустить в квартиру, дверь которой захлопнулась, и больного с очень тяжелым весом помочь доставить до больницы, и палец неразумного дитяти выкрутить из какого-нибудь отверстия, в которое оно умудрилось его засунуть. Тем не менее, запрыгнув в кабину служебного автомобиля с оранжево-голубыми полосами, каждый из них в глубине души всякий раз мечтает о том, что кого-нибудь спасет и вернется на базу с приятным чувством, что ты все сделал как надо, и закончилась очередная история хорошо. А самая большая личная трагедия– это когда удается, призвав на помощь весь свой опыт, умения и ловкость, буквально вырвать человека из лап смерти, а позже он умирает. Не по их вине. А из-за травм, полученных в результате ДТП или другого происшествия, несовместимых с жизнью. К счастью, это происходит не часто. По словам Егора Павлюкова, водители янтарного края в последние годы более-менее выучились ездить, и серьезных аварий на автодорогах стало на порядок меньше.
Выше мы набросали средний портрет калининградского спасателя МЧС и наш герой – не исключение. На его счету участие более чем в 650 поисково-спасательных работах, операциях, ликвидациях последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Егор Павлюков участвовал в международных учениях спасательных служб, всероссийских и региональных соревнованиях и чемпионатах спасателей. Он награжден нагрудными знаками «Участник ликвидации последствий ЧС» и «За заслуги».
Один из первых своих «серьезных» вызовов Егор Павлюков помнит до сих пор. К дежурной смене ПСО за помощью тогда обратились сотрудники полиции. По заявлению пожилого мужчины, его сорокалетний сын, крепко злоупотребляющий алкоголем, уже несколько дней не открывал дверь и не реагировал на звонки. О том, что обстоятельства сложились наихудшим образом, к моменту приезда спасателей, говорило присутствие в злополучном подъезде не только убитого горем старика и представителей УМВД, но и аккуратных бесстрастных мужчин, одетых по-цивильному. По всей видимости, агентов похоронной компании. Егору Павлюкову, как самому молодому и стройному досталась «почетная» миссия – залезть в форточку и открыть дверь, которую решили не ломать, изнутри.
…В квартире в нос ударил резкий и неприятный запах, и все стало ясно. Среди кучи беспорядочно наваленного тряпья и хлама на диване неподвижно лежал человек. Кожа его имела неприятный синеватый оттенок. Егор был еще не очень опытным спасателем, он не стал щупать пульс и тормошить тело, а бросив на него понимающий взгляд, направился к двери и, открыв ее, коротко бросил товарищам: — Труп!
— Кто труп? — прохрипело с дивана.
Остается добавить, что чудо в виде внезапного «воскресения» покойника, несмотря ни на что, расстроило в тот день только похоронных агентов.
За четырнадцать лет Павлюков не раз назначался старшим своей смены, но чаще и охотнее Егор Михайлович держится за баранку «Газели» в качестве водителя служебного автомобиля. Хотя это и очень ответственная роль. Важно доставить большой и потому не очень маневренный автомобиль с товарищами и спасательным оборудованием в кратчайшие сроки и часто по пробкам, при том, что часть водителей иногда делает вид, что не замечает орущего спецсигнала. Иногда нужно резко затормозить или рвануть, чтобы быстро протиснуться в образовавшуюся брешь. И при этом никогда нельзя расслабиться – за спиной коллеги, которых нужно доставить на место без ушибов и травм.
Еще один случай, который имел место четыре года тому назад, тоже врезался в память. В субботу днем поступил сигнал о том, что пересекая озеро Пеньковское в Балтийском районе, под лед провалились два лыжника. Спецавтомобилю пришлось лавировать в сплошном потоке, теряя драгоценные секунды. Осложняло ситуацию и то, что спецсигнал в пути вышел из строя. Пожарные в тот раз, как это часто бывает, опередили спасателей, но сделать ничего не успели. Лед был очень тонок, подобраться по нему к полынье не представлялось возможным. Сами же пострадавшие умудрились благополучно добраться до середины водоема только благодаря своим лыжам. В тот день спасатели Михаил Корниенко и Евгений Чернышов под руководством старшего смены Егора Павлюкова совершили подвиг, спасая замерзающих людей. Первый шел к ним по дну, ломая лед грудью, а второй – страховал его при помощи петли продетой у того под мышками и длинной веревки, сам рискуя оказаться при этом подо льдом. Когда веревку рвануло и Евгения потащило к воде, зеваки, которые во множестве стояли на берегу, решили вмешаться. Они схватили конец страховочной веревки и рванули от водоема, едва не утопив Михаила. Но вовремя вмешался старший смены. Пострадавших благополучно вытащили на берег и передали медикам. За спасение лыжников Михаил и Евгений были представлены к нагрудному знаку МЧС Росси «Участнику ликвидации чрезвычайной ситуации».
По словам Егора Павлюкова, отношение к спасательной службе и сотрудникам МЧС в целом у людей самое разное. К счастью, нечасто, но все же встречается непонимание, а то и активное неприятие.
Однажды жителю высотного дома не понравилось, что вдоль его балкона свисают элементы альпснаряжения. Спасатели в этот день по заявке сотрудников полиции должны были проникнуть в квартиру, где, предположительно, находился труп хозяина. Взломать мощную дверь не представлялось возможным, сделать это предстояло через окно. Жители подъезда были об этом предупреждены. Однако, нашелся один гражданин, которого почему-то возмутили «веревки», маячившие перед глазами, и он не придумал ничего лучше, как попытаться перепилить их ножовкой. К счастью, эти поползновения были вовремя замечены и пресечены Егором Павлюковым и полицейским. Иногда спасаемые воспринимают работу сотрудников МЧС, как должное, не задумываясь о том, что те – тоже люди, а не супергерои, и могут устать, промокнуть и замерзнуть. Особенно, если вызовы следуют один за другим, и у спасателей даже нет возможности добраться до собственной базы.
Например, старенькая бабушка, которую долго искали в лесу, обижается, что спасатели не хотят прихватить её и ведра с грибами, которые она собирала, старалась. А двое любителей охоты, которых искали, несмотря на то, что наступили сумерки и шел дождь, однажды заявили, мол, сейчас некомфортно возвращаться, выведите нас утром.
Но, к счастью, бывает у людей и совсем другое отношение к спасателям. Находятся слова искренней благодарности и признания. И не только слова.
В сентябре 2004 года в Калининграде неожиданно произошло землетрясение. После первых явно ощутимых на территории областного центра толчков, очень многие его жители переместились на пару суток на дачные участки или окрестности. Тогда к спасателям с отчаянной просьбой обратилась немолодая женщина. Ее совсем пожилая мать-инвалид не могла передвигаться самостоятельно, и дочь переживала, что в результате очередного толчка не успеет маму спасти. Это было не совсем по правилам, но спасатели перевезли обеих женщин в отряд и разместили их на несколько дней до выяснения сейсмологической обстановки в регионе.
Эти дни стали незабываемыми. Потому что каждую смену, перед которой стояло множество задач по ликвидации последствий непредвиденной сейсмической активности, ожидал свежий горячий завтрак, обед и ужин, приготовленный благодарной женщиной. А не бутерброды или домашние припасы, разогретые в микроволновке. Уточним, что на смену в спасотряде заступает сразу десяток человек.
Спасатели, в свою очередь, стараются каждый раз относиться к гражданам с пониманием и сочувствием. Ведь работа именно на их благо – конечная цель чрезвычайного ведомства. С личным имуществом во время спасательных работ, насколько это возможно, стараются обращаться бережно. Особенно, если принадлежит оно людям небогатым. Был случай, когда калининградка весьма преклонных лет забыла дома ключ. Спасатели посовещались и решили ветхую дверь не трогать – на что бабушка будет вставлять новый замок? Пришлось повозиться – аккуратно разобрать часть деревянной рамы, вытащить стекло, проникнуть в квартиру и открыть дверь изнутри. А затем – вновь починить раму. Старушка на радостях не знала, как отблагодарить своих спасителей. Но лучшая благодарность для них – знать, что они нужны и сделали все, что могли.
— У школьников загораются глаза, — делится Егор Павлюков, — когда мы рассказываем на встречах о нашей работе, риске и приключениях. Но затем энтузиазм немного стихает, когда они спрашивают про зарплату. Нынешние дети в большинстве прагматичны. А четырнадцать лет тому назад люди в целом были немного другими, и мы сами были моложе, помню этот фанатичный огонь в глазах коллег. К счастью, и в наше непростое время не все измеряется деньгами.
Надежда Попова.