ИА Бесспорно RU

В женском монастыре под Калининградом отметили престольный праздник в честь иконы Божией Матери "Державная"

В Калининградской области, в епархиальном женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Державная» в поселке Изобильном Полесского района, 15 марта состоялся престольный праздник.

Праздничное богослужение под Калининградом возглавил викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим в сослужении игумена Софрония (Колосова), иерея Андрея Марзаева и епархиального духовенства. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Пасхин. За Литургией молились настоятельница монастыря игумения Антонина (Макеева) с сестрами обители.

На богослужения в женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Державная» традиционно съезжаются многочисленные паломники. В день престольного праздника гостей, приехавших из самых разных уголков Калининградской области, было особенно много.

В проповеди владыка Серафим напомнил прихожанам об истории обретения иконы Божией Матери и подчеркнул, что как в тяжелое время гражданской войны она сплотила народ, так и сейчас мы видим множество людей, пришедших для совместной молитвы в день престольного праздника в монастырь, освященный в честь этой иконы.

Державная Икона Божией Матери — почитаемая в Русской Церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта(15 марта по новому стилю) 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского.

Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава. В своём донесении Синоду по поводу данного происшествия митрополит Тихон (Беллавин), в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

В тот же день, 2 марта 1917 года, императора России вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Фото: С. Пилютите.