В Калининграде состоится выставка плаката «Стальная орхидея», посвящённая 100-летию революции 1917 года.
— Плакат всегда шёл в ногу с историческим процессом: женщина втягивалась в общественную жизнь (февральская революция началась с демонстрации женщин против голода и войны) и отвоевывала себе место. Плакат активно пропагандирует социальные преимущества, которые дала слабому полу революция. Главное в них – «превращение женщины в полноправного члена общества», политическое равенство с мужчиной. Но одной декларацией достигнуть равенства с мужчинами женщины, ранее социально пассивные и неграмотные, не могли. Большевистская партия ставит перед ними задачу политической активности, участия в культурной революции, овладения грамотностью. Женская тема в плакате 20-х годов определяется именно этой задачей, и пропагандистами её выступают многие женщины.
Женщина 20-х годов в плакате довольно аскетична. Словно отлитая из стали, крупноплановая фигура в скромной мужской косоворотке уподоблена скульптуре. Важнейшими атрибутами образа являются косынка, напоминающая красный фригийский колпак времен Французской революции, красное знамя, дымящие трубы фабрик. Будничную жизнь женщины можно угадывать по коммерческой рекламе. Её героине не чуждо ничто «человеческое» – туалеты, косметика, сладости. В экспозиции представят удивительные предметы «для неги и удовольствия» из фондов историко-художественного музея и частных коллекций: флаконы духов и образцы косметики, книги и ноты.
Главным украшением выставки станут платья легендарной Надежды Ламановой, воссозданные модельером Светланой Гнатуш. Надежда Ламанова стояла у истоков российской моды начала XX века – её наряды носили и императрицы, и советские женщины. Талантливый художник, редкого дарования модельер, удачливый предприниматель и мужественный человек, она по праву заслужила славу первой дамы российской индустрии моды.
Выставка «Стальная орхидея» поведает зрителю и о «валькириях революции». Инесса Арманд, Лариса Рейснер, Александра Коллонтай – личности, отразившие всю сложность, драматизм, противоречия революционного времени. Они не были похожи на плакатные образы. Всматриваясь в красивые одухотворенные лица, задаешься вопросом, почему они оказались в центре совсем не женских политических аномалий? Что они искали в огне революции? И сделала ли она их счастливыми?»