В Калининградской области в 2018 году управление ФНС продолжала активную борьбу с «недобросовестными фирмами и фирмами-однодневками».
Эта кампания значительно осложнила предпринимательскую деятельность в регионе.
На этом фоне в предпринимательской среде растут пессимистические настроения. Результаты социологического исследования, проведенного по заказу уполномоченного по защите прав предпринимателей Калининградской области Институтом гуманитарных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта в 2018 году, показали, что 74,7% руководителей компаний оценивают состояние экономики как кризисное. При этом 59,4% представителей делового сообщества не собирались в ближайшее время предпринимать каких-либо действий и занимали выжидательную позицию, прокомментировали в Калининграде сегодня, 16 апреля 2019 года, собкору Радио Голос Балтии в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области.
В этой связи интересно отметить, что компания по «чистке» бизнеса происходит и в странах Прибалтики. Так по данным исследований, проведенных компанией Lursoft, в 2018 году в Латвии было ликвидировано 20 745 предприятий, а новых зарегистрировано вдвое меньше — 10 660 (убыль 10 085). В частности, в Риге было ликвидировано на 8461 предприятие больше, чем зарегистрировано новых, в Юрмале — на 229, в Лиепае — на 155.
Однако это не отразилось на настроениях деловых кругов Латвии. Результаты социологических опросов малого и среднего бизнеса, проведенного в конце 2018 года эстонским банком SEB, продемонстрировали растущий оптимизм предпринимателей.
Во всех трех странах существенно сократился удельный вес пессимистично настроенных малых и средних предприятий. При этом выросло число тех компаний, которые в этом году планируют инвестировать в развитие своего бизнеса.
Член правления банка SEB Арнис Шкапарс так прокомментировал результаты опроса: «Значительная часть малых и средних предприятий сфокусировались в своем бизнесе на местном рынке. Стремительный рост зарплат и покупательной способности жителей поспособствовали также внутреннему потреблению, и это, несомненно, почувствовали на себе как крупные, так и небольшие компании. Однако нехватка рабочих рук по-прежнему более ярко ощущается в сегменте малых и средних предприятий. Во многом этим фактором объясняется также растущее число тех фирм, которые в этом году планируют инвестировать в свой бизнес. Большая часть этих инвестиций будет направлена на повышение продуктивности, чтобы с тем же числом работников удалось добиться больших производственных объемов».
10% опрошенных малых и средних предприятий Латвии ожидают, что их оборот в этом году вырастет более чем на 15%. 76% считают, что их оборот останется прежним или же вырастет в пределах до 15%; годом ранее такие прогнозы были у 68% малых и средних предприятий. В свою очередь удельный вес пессимистов, прогнозирующих спад оборота, снизился с 23% в прошлом году до 14% в этом.
Схожие тенденции наблюдаются и в соседних странах. В Эстонии и Литве рост оборота свыше 15% в этом году планируют соответственно 13% и 11% фирм. В то же время лишь 8% малых и средних предприятий в Эстонии и 12% в Литве ответили, что их оборот в этом году мог бы уменьшиться. Годом ранее удельный вес пессимистов в Эстонии составлял 28%, а в Литве 20%.
По сравнению с предыдущим годом число латвийских предприятий, которые в этом году планируют инвестировать в собственное развитие до 30 тысяч евро, выросло с 22% до 36%, а удельный вес компаний, которые в этом году вложат в свой бизнес свыше 30 тысяч евро, увеличился с 14% до 17%. В предыдущие годы латвийские предприниматели были самыми пассивными в сфере инвестиций. В этом году инвестиции планируют 53% опрошенных малых и средних предприятий Латвии, опережая балтийских соседей: в Литве такие планы у 42%, а в Эстонии у 41% предприятий.
Прибалтийские предприятия включились в общеевропейское движение к более высокому уровню автоматизации производственного сектора и планируют дальнейшее увеличение инвестиций не только в рост производства, но и в ультрасовременное оборудование. В борьбе за европейские инвестиции литовская экономика составит очень серьёзную конкуренцию Калининградской области, которая значительно отстаёт от Литвы в «четвёртой промышленной революции». Характерными чертами этой революции является рост производства с одновременным сокращением числа работников.
К примеру, в Дании производство в обрабатывающей промышленности выросло на 23% после глобального финансового кризиса, в то время как число работников в производстве за этот же период снизился на 5,5%. В Бельгии производство выросло на 15,4% после кризиса 2014-2016 годов, в то время как число занятых в производстве снизилось на 12,3%.
— Что тут комментировать, — пожал плечами в ответ на вопрос уполномоченный по правам предпринимателей Калининградской области Георгий Дыханов — Прогноз баланса трудовых ресурсов нашего региона на 2018-2020 годы предполагает, что число работников в обрабатывающем секторе вырастет на 2,4%, а рост промышленного производства ожидается от 2,3 до 8,4 процента. Цифры говорят сами за себя, вряд ли они свидетельствуют об эффективности экономической политики Калининградской области.