В Калининграде состоится открытие выставки «Их грезы перечеркивает явь».
«В экспозиции представят удивительные предметы из фондов Калининградского областного историко-художественного музея, которые через призму искусства поведают об истории Кёнигсберга.
Уходя от хронологического принципа построения выставки, её создатели объединили экспонаты в смысловые блоки, демонстрирующие разные грани бытия старого города, прокомментировали в музее в Калининграде собкору KaliningradLive.
— Это повествование подобно взгляду в окно, где можно увидеть лишь фрагменты из жизни Кёнигсберга, будь то уютный кабинет почтенного бюргера или залы легендарного ресторана «Блютгерихт». Но ведь и наше восприятие прошлых эпох также лишено целостности. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, антикварная мебель, старинные книги и музыкальные инструменты…
Всё это, словно мозаика, складывается на выставке «Их грёзы перечёркивает явь» в единую картину. Однако каким образом собрать все её части воедино – решает только зритель. Название выставки отсылает нас к стихотворению Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» и содержит в себе идею о том, что прошлое сокрыто настоящим и больше напоминает мираж».
Также в этот день, 16 июля, в 16 часов в Калининградском историко-художественном музее будет представлена необычная выставка «Картина рассказывает». Зрители увидят «Портрет курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I» кисти Йоханнеса Вихманна и узнают его загадочную историю.
Собрание любого музея – это всегда пространство для загадок и удивительных открытий. Так, долгие годы конный портрет неизвестного всадника хранился в фондах КОИХМ. Однако в 2015 году в его «тихой жизни» наступили перемены. После глубокого анализа портрета удалось установить, что на картине запечатлен основатель Бранденбургско-Прусского государства, курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм I (1620 – 1688), прозванный «Великим Курфюрстом».
Важной деталью в поддержку такой атрибуции, помимо большого физиогномического сходства всадника с сохранившимися прижизненными парадными портретами Великого курфюрста, служит изображение голубой орденской ленты, сопутствующее почти всем его образам. Это наградная лента старейшего английского Ордена Голубой Подвязки, кавалером которого являлся Фридрих Вильгельм I. Портрет с уверенностью можно назвать парадным по форме: классическая для такого рода изображений репрезентативная постановка фигуры главного героя, характерная поза лошади, а также общее решение композиции, невольно заставляют вспомнить творения таких мастеров конного портрета, как А. Ван Дейк, Д. Веласкес, П. Рубенс.
Стоит отметить, что в ходе исследования прямые аналогии конному портрету курфюрста Фридриха Вильгельма I обнаружить не удалось. Следовательно, произведение кисти Й. Вихманна можно считать уникальным самостоятельным творением. Но всё же у картины остаётся ещё много загадок. Так, неизвестна история её возникновения. Можно предположить, что портрет Великого курфюрста был чьим-то заказом художнику. Интересно, кто мог выступить в роли заказчика и какой цели служил этот заказ? Необычный для парадного портрета малый формат произведения говорит о том, что перед нами, скорее всего, некий «рабочий» вариант. Был ли он в итоге воплощён в «большой» портрет, сохранился ли последний? Также покрыта тайной и история бытования произведения до времени его попадания в музейную коллекцию.
На все эти вопросы ещё только предстоит ответить, а стало быть, в истории изучения «Портрета курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I» из собрания Калининградского историко-художественного музея ещё рано ставить точку.
В целом этот выставочный проект призван акцентировать внимание на произведениях искусства, которые редко покидают фондохранилище, но являются достойными отдельной выставки.